Учителю-предметнику

Методика организации и проведения стимулирующих занятий

развернуть

 

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся 

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организации стимулирующих занятий.

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения,
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
  • принцип учета возрастных возможностей обучающихся.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

  • предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  • прививать им стремление к приобретению знаний.
  • предусматривать наличие и использование источников.
  • поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
  • способствовать развитию их сознания и самосознания.

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей: 

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

2.Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

3. Развитие эмоциональной сферы

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Соревновательность.

Чувство юмора.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

Внутренняя мотивация.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

  • глобальный характер изучаемых тем и проблем;
  • насыщенность содержания;
  • направленность на развитие критического мышления.
  • развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
  • развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
  • поощрение творческого и продуктивного мышления;
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
  • использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интер­активные методы развития детских способностей.
  • использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.

Приемы:

  • занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
  • Создание  ситуации новизны, актуальности.
  • Занимательные  аналогии.
  • Прием  удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
  • Создания  ситуаций успеха.

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка  можно  реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие  занятия.

Возможная структура занятия:

  1. Организационно – мотивационный этап.
  2. Интеллектуальная разминка.
  3. Основная часть.Расширение и углубление знаний и умений по теме.
    1. Контрольно – оценочный этап.
    2. Подведение итогов.
    3. Рефлексия.

При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

свернуть

О поддерживающих занятиях

развернуть

Поддерживающие занятия в школе – это индивидуальный подход к обучению учащихся, направленный на помощь в освоении учебного материала и повышение успеваемости. Они представляют собой дополнительные уроки, проводимые после обычных занятий в школе. В ходе таких занятий учитель работает с учеником индивидуально или в небольших группах, чтобы уделять им больше внимания и адаптировать методику обучения под их потребности и особенности.

Поддерживающие занятия помогают учащимся лучше усваивать материал, укреплять полученные знания и развивать навыки, которые могут быть сложными для них. Они также способствуют развитию самоуверенности, самостоятельности и ответственности учеников, так как они получают дополнительное время для работы над своими заданиями и анализом ошибок.

Важным аспектом поддерживающих занятий является эмоциональная поддержка учащихся. Учитель создает доверительную и спокойную обстановку, где ученики могут задавать вопросы, высказывать свои мысли и ощущения, а также получать конструктивную обратную связь. Это помогает ученикам преодолевать страх перед ошибками и негативным опытом и стимулирует их стремление к улучшению.

Содержание
Поддерживающие занятия в школе РБ
Важность поддерживающих занятий
Что представляют собой поддерживающие занятия
Преимущества поддерживающих занятий
Как выбрать поддерживающие занятия
Поддерживающие занятия в школе РБ
На поддерживающих занятиях учащиеся получают дополнительную помощь от преподавателя, которая направлена на заполнение пробелов в знаниях, улучшение навыков и повышение успеваемости.

В школе  поддерживающие занятия проводятся по различным предметам, включая математику, русский язык, английский язык, физику, химию и другие. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Целью поддерживающих занятий является создание комфортной обстановки для учащихся, где им предоставляется дополнительное время на усвоение материала, повторение пройденного и закрепление основных понятий. Это помогает учащимся преодолеть трудности, справиться с затруднениями и полностью усвоить материал, что в результате приводит к повышению их успеваемости и уровня знаний.

Поддерживающие занятия также способствуют обратной связи между преподавателем и учеником, позволяя преподавателю более точно оценить уровень знаний каждого учащегося и скорректировать свою работу в соответствии с его индивидуальными потребностями.

Таким образом, поддерживающие занятия в школе РБ – это важный инструмент, который помогает учащимся эффективно усваивать учебный материал, справляться с трудностями и достигать успехов в учебе.

Важность поддерживающих занятий
Поддерживающие занятия в школе имеют огромное значение для развития учащихся. Эти занятия помогают детям испытывать успех и получать дополнительную поддержку в своих учебных усилиях.

Одной из основных причин, почему поддерживающие занятия важны, является то, что они помогают учащимся справиться с учебными трудностями. Некоторым детям может быть сложно понять определенные концепции или усваивать учебный материал на уроках. Поддерживающие занятия предоставляют возможность детям получить дополнительное объяснение и практику, чтобы преодолеть эти трудности.

Кроме того, поддерживающие занятия помогают учащимся расширить свои знания и навыки. Они предоставляют ученикам возможность углубленного изучения интересующих их предметов или тем. Это помогает развить их интеллектуальные способности и интересы, а также расширить кругозор.

Дополнительно, поддерживающие занятия способствуют развитию ученической самооценки и мотивации. Когда дети видят, что благодаря дополнительным занятиям они становятся лучше в учебе, они чувствуют себя более уверенными и мотивированными. Это может помочь им быть более активными участниками в школьной жизни и более успешными в своих учебных достижениях в целом.

Кроме того, поддерживающие занятия могут сыграть важную роль в социализации учащихся. Они предоставляют возможность встречаться и работать с другими детьми, которые имеют общие интересы и цели. Это помогает учащимся развить навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства, которые могут быть полезными в жизни и в дальнейшем образовании.

В целом, поддерживающие занятия играют важную роль в достижении успеха учащимися и их личностном развитии. Они предоставляют дополнительную поддержку, помогают ученикам преодолеть трудности, развить свои способности и научиться работать в команде. Поэтому, такие занятия должны быть доступны всем учащимся, чтобы предоставлять им возможность получить максимум от своего образования.

Что представляют собой поддерживающие занятия
Эти занятия проводятся после школьных занятий и, как правило, они добровольные. Ученики могут посещать их, чтобы углубить свои знания в определенной предметной области, подготовиться к олимпиадам или экзаменам, развить навыки анализа и критического мышления, а также проконсультироваться с учителем по вопросам, которые вызывают у них затруднения.

Поддерживающие занятия могут осуществляться в форме индивидуальных консультаций, групповых занятий или специализированных кружков и секций. Они проводятся квалифицированными учителями, которые помогают ученикам усвоить материал более глубоко и разобраться в тех темах, которые они считают сложными.

Эти занятия не только помогают ученикам получить дополнительные знания и навыки, но и развивают их самоуверенность, ответственность, целеустремленность и организованность. Ученики, посещающие поддерживающие занятия, часто имеют больше успехов в учебе и лучше справляются с нагрузкой школьной программы.

В целом, поддерживающие занятия играют важную роль в образовании учащихся школы РБ, предоставляя им необходимые ресурсы и возможности для достижения высоких результатов в учебе и личном развитии.

Преимущества поддерживающих занятий
Введение поддерживающих занятий в школьную программу имеет ряд значительных преимуществ:

Помощь в освоении материала: поддерживающие занятия предлагают дополнительное время и подробное объяснение учебного материала. Это позволяет учащимся лучше усвоить теорию и закрепить практические навыки.
Индивидуальный подход: поддерживающие занятия предоставляют возможность индивидуального обучения, что позволяет учителю более глубоко понять потребности каждого ученика. Это способствует эффективному обучению, учитывая особенности и темп усвоения учебного материала.
Улучшение успеваемости: благодаря поддерживающим занятиям ученики могут закрепить знания и навыки, усвоенные на уроках. Это в свою очередь повышает успеваемость и уверенность в своих собственных способностях.
Развитие самооценки: поддерживающие занятия помогают ученикам преодолеть затруднения в учебе и повысить самооценку. Постепенное продвижение вперед, преодоление проблем и достижение успеха на дополнительных занятиях способствует повышению мотивации и уверенности в своих силах.
Укрепление взаимоотношений: поддерживающие занятия также могут способствовать укреплению дружеских и позитивных взаимоотношений между учениками и учителями. Раскрытие потенциала учеников и их достижения на дополнительных занятиях создают благоприятную обстановку в классе и школе в целом.
В итоге, введение поддерживающих занятий в школьную программу имеет положительное влияние на учебный процесс и помогает ученикам успешно осваивать учебный материал, повышать свою самооценку и развивать положительные взаимоотношения.

Как выбрать поддерживающие занятия
Определите потребности ребенка: перед тем как выбрать поддерживающие занятия, важно понять, в каких предметах у вашего ребенка возникают трудности или где он хотел бы улучшить свои знания. Обсудите это с ребенком и выясните его интересы и цели.
Исследуйте доступные варианты: проведите исследование рынка поддерживающих занятий, обратив внимание на программу обучения, квалификацию преподавателей и отзывы других родителей и учащихся. Узнайте, какие занятия предлагаются в вашей школе или на внешних платных курсах.
Соотнесите занятия с потребностями ребенка: выберите занятия, которые наилучшим образом соответствуют потребностям и целям вашего ребенка. Учтите его уровень знаний, возрастные особенности и индивидуальные предпочтения. Если ваш ребенок имеет специальные образовательные потребности, обратитесь к специалистам для получения совета и рекомендаций.
Узнайте о методиках преподавания: будьте внимательны к методикам, используемым преподавателями на занятиях. Убедитесь, что они соответствуют вашим представлениям о качественном образовании. При необходимости обратитесь к преподавателю или организаторам занятий с вопросами о методах обучения и материалах, которые будут использоваться.
Сделайте пробное занятие: многие организации предлагают возможность пройти пробное занятие, чтобы определить, подходят ли занятия вашему ребенку. Рекомендуется воспользоваться этой возможностью, чтобы убедиться в эффективности поддерживающих занятий.
Выбор поддерживающих занятий необходимо осуществлять внимательно, принимая во внимание потребности и особенности каждого ребенка. Только так можно обеспечить ребенку максимальные возможности для развития и успеха в образовании.
Источник: https://skaziportal.ru/podderzivayushhie-zanyatiya-v-skole-rb-ponimanie-i-vaznost

свернуть
Рекомендации по актуальным. вопросам преподавания учебных. предметов. социально-. гуманитарного направления в. учреждениях общего среднего. образования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. № 184 Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»