Важно знать

Стимулирующие и поддерживающие занятия

развернуть

Уважаемые родители!

С целью предоставления обучающимся дополнительных возможностей в изучении предмета, позволяющих решать задачи творческого характера, создания атмосферы поисковой деятельности, реализации потребностей ребенка в участии в интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах в учреждении образования проводятся стимулирующие занятия. Данные занятия формируют у обучающихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущие к успеху.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

С целью предоставления обучающимся возможностей преодоления трудностей в изучении отдельных тем программ по учебным предметам, позволяющих им успешно освоить учебный материал, проводятся поддерживающие занятия по учебным предметам.  Данные занятия восполняют у обучающихся пробелы в знаниях, умениях и навыках.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов, отдельных тем учебных программ по учебным предметам учащимися учреждения образования.

Данные виды занятий проводятся по запросам обучающихся и их законных представителей, а также по инициативе педагогических работников школы.

Стимулирующие и поддерживающие занятия не являются обязательными для посещения, проводятся в удобное для обучающихся время по согласованию с учителем. 

свернуть

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

развернуть

 

   Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики. 

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа,  и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

  1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все  органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
  2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
  3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.
  4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте,  и вовремя принять меры  необходимо  осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

  1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.
  2. Кругловогнутая спина.  Увеличение всех изгибов позвоночника.
  3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.
  4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.
  5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка,  могут дополняться еще и вторичными признаками:

  1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.
  2. Уплощение лопаток.
  3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.
  4. Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости  характеризуются  несимметричностью  половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

  1. Ноги разной длины.
  2. Плечи располагаются на разном уровне.
  3. Талия на одном боку отличается от другого бока.
  4. Голова самопроизвольно склонена на бок.
  5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

  1. Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.
  2. Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться  при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.
  3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.
  4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.
  5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

  1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
  2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
  3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
  4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
  5. Вращательные движения руками в разные стороны  в положении стоя.
  6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.

 

свернуть

Электробезопасность при рыбной ловле вблизи охранной зоны электропередач

развернуть

И ловля рыбы может быть опасна!

 

При осуществлении рыбной ловли следует соблюдать не только правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, но и предпринимать необходимые меры предосторожности для обеспечения сохранности жизни и здоровья. Подходя к воздушным линиям электропередачи любого напряжения необходимо убедиться, что на пути нет провисших и оборванных проводов. При их обнаружении следует организовать охрану места повреждения, предупредить всех об опасности приближения и немедленно сообщить об обнаружении повреждения в энергослужбу предприятия или диспетчеру электросетей. Электротравматизм наиболее опасен своими последствиями и зачастую приводит к смертельным и тяжелым исходам. Человек ощущает воздействие электрического тока в тот момент, когда предотвратить поражение электрическим током оказывается практически невозможным.

В распоряжении рыбаков сейчас бесчисленное количество снастей, в том числе удилища длиной от 4 до 12  метров. Современные углепластиковые удилища являются хорошим проводником электрического тока и поэтому в их паспорта, вручаемые при продаже, специально включен пункт, предупреждающий об опасности поражения электротоком и недопустимости использования их вблизи линий электропередачи. На каждой удочке из такого материала есть предупреждающий знак опасности с красной молнией. Он означает, что такую удочку нельзя поднимать вверх под ЛЭП, поскольку в этом случае рыболов может получить удар электрического тока. Особенно опасна рыбалка вблизи линий электропередачи в условиях грозы, при этом удилище может сработать как молниеотвод, а несоблюдение этих требований влечет несчастные случаи, связанные с поражением электрическим током.

Так, на территории Минской области в период с 2020 по 2023 год произошло три несчастных случая с рыбаками:

06.04.2020 в Узденском районе при попытке подъема к проводам ВЛ 10 кВ за блесной мужчина приблизился на недопустимое расстояние к проводу линии и был смертельно поражен электрическим током.

12.06.2020 в Слуцком районе пострадавший вместе с другом возвращался с рыбалки в направлении машины с разложенным удилищем. При попытке сложить удилище пострадавший коснулся провода ВЛ и был смертельно поражен электрическим током.

22.04.2021 в д. Гуторовщина Мстиславского района Могилёвской области попал под напряжение подросток. Во время ловли рыбы пострадавший шёл по берегу озера, с разложенной удочкой (углепластиковое удилище, длиной 7 метров). При перемещении через поросль, вблизи воздушной линии 110000 Вольт, поднял удочку, чтоб не запутать леску и приблизился удилищем на недопустимое расстояние к нижнему проводу, в результате чего попал под действие электрического тока, загорелась одежда. Другом пострадавшего была вызвана скорая помощь, доставившая его в реанимационное отделение больницы.

04.06.2022 житель д. Муравщина Слуцкого района шел от автомобиля к реке с поднятым вверх разложенным удилищем. Проходя под линией электропередачи, попал под напряжение ВЛ 110 кВ.

Филиал Госэнергогазнадзора по г. Минску и Минской области еще раз призывает любителей рыбной ловли не быть беспечными, соблюдать требования предупреждающих и запрещающих плакатов, не производить ловлю рыбы вблизи воздушных линий электропередачи!

 

Помните, вас ждут дома!

свернуть

Осторожно, вейпинг!

развернуть

Осторожно, вейпинг!

(Памятка для учащихся и родителей)

Ежедневно на улицах городов мы видим людей, выдыхающих большое количество пара, использующих для этого специальные устройства.

Вейпинг (от английского - vaping -парение) - процесс курения электронной сигареты, испарителей и других подобных устройств.

Вейпы - электронные сигареты, мини-кальяны.

Вейперы - новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.

Вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения, которые совершенствуются с каждым днем приобретая, новый дизайн и новые ароматические свойства (со вкусом вишни, мяты, яблока, лимона, кофе и др.). Устройства выглядят как маленькие коробочки с насадкой или длинные украшенные металлические цилиндры, а могут вовсе иметь эксклюзивный дизайн.

Вейперов делят на 2 группы:

  • Бывшие курильщики обычных сигарет
  • Новые «электронные» курильщики Цели курильщиков электронных сигарет:
  • Бросить курить обычные сигареты
  • Избавиться от запаха табака;
  • «Здоровое» расслабление;
  • Психологическая привычка;
  • Ради интересной беседы;
  • Ради     зрелища      (вейперы     выпускают

большие клубы дыма, некоторые способны сделать из этого шоу).

Курильщики считают курение электронных устройств абсолютно безопасной имитацией курения, но все чаще в различных источниках публикуются материалы, в которых говорится о том, что вред от курения электронных сигарет сравним с вредом от курения обычных.

Как устроен вейп?

Вейп можно сравнить с ингалятором, в котором при закипании жидкости образуется пар, который вдыхает курильщик. Из чего состоит жидкость для парения?

  • Глицерин
  • Пропиленгликоль (Е1520)
  • Ароматические добавки
  • Никотин (не всегда) Вейперы считают, что:
  • курение электронных сигарет не несет вред здоровью
  • курение электронных сигарет не опасно, т.к. при курении не выделяются смолы.

НО отсутствие канцерогенных смол не может сделать устройство для парения абсолютно безопасным.

Что мы имеем на самом деле?

  • Специалисты из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли определили, какие токсичные вещества образуются при курении электронных сигарет.
  • В некоторых случаях жидкость для электронных сигарет готовят вручную, такая жидкость стоит в разы дешевле и доступна каждому. На таком товаре нет информации о составе.
  • В выделяющемся паре при курении электронных сигарет содержится 31 опасное вещество
  • При нагревании аккумулятора устройства для парения концентрация выделяемых канцерогенных веществ значительно увеличивается.

Воздействие на организм:

  • Вейперы подвергают себя риску развития смертельной «попкорновой болезни». Такой вывод сделали ученые, обнаружив токсичный химикат диацетил в 75 % ароматизаторов для курения. Диацетил используется во многих ароматизаторах (фруктовый ароматизатор, запах кондитерских изделий, конфет) Диацетил, химическое вещество, используемое в качестве аромата масла в продуктах питания, стало причиной развития облитерирующего бронхиолита. Это заболевание было обнаружено у сотрудников компании-производителя попкорна. Данное вещество употреблять в пищу можно, но при вдыхании на протяжении долгого времени оно становится опасным. Диацетил вызывает воспаления, образование рубцов, сужение бронхиол (крошечных дыхательных путей в легких)
  • Пропиленгликоль имеет свойство накапливаться в организме, вызывая аллергические реакции, раздражение и способствует появлению гнойников, вызывает нарушение работы печени и почек.
  • Термическое разложение пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе жидкости для заправки устройства, приводит к образованию акролеина и формальдегида, которые обладают токсичными свойствами.

Акролеин раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывает слезотечение, а также проявляет мутагенные свойства. Формальдегид, помимо перечисленных свойств, оказывает воздействие на центральную нервную систему.

  • Ароматизаторы,      содержащиеся      в        жидкости    для    курения, вызывают аллергические заболевания верхних дыхательных путей вплоть до развития бронхиальной астмы
  • Никотин, содержащийся в жидкостях вызывает зависимость, а также приводит к развитию раковых заболеваний.
  • Вдыхаемый дым вызывает сухость во рту.
  • Бесконтрольное вдыхание пара, содержащего никотин, может привести к передозировке никотина с соответствующими симптомами: головокружением, тошнотой, головной болью, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей, общей слабостью.
  • Ученые Кореи провели исследование жидкости для электронных сигарет и выявили как минимум 10 токсинов и несоответствие между заявленным содержанием никотина и фактическим.
  • Замена курения обычных сигарет электронными может продлевать период полного отказа от курения.
  • Известно о некоторых случаях, взорвавшихся около лица электронных сигаретах в связи с перегревом аккумулятора.
  • Общее использование одного вейпа может привести к передачи инфекционных заболеваний таких как гепатит и туберкулез.
  • Используя устройство для парения в общественных местах, среди детей и молодежи вероятен большой риск подать заразительный пример, и, возможно те, кто не курил вообще, начнут курить именно с этого испаряющего устройства. Курение вейпов вызывает психологическую зависимость.

Кому ни в коем случае нельзя курить электронные сигарет любых видов?

  • Беременным женщинам
  • Аллергикам
  • Лицам в возрасте до 18 лет
  • Некурящим

Каждый курильщик электронных устройств обязан знать, что:

  • Курение парящих устройств не является альтернативой курению обычных сигарет.
  • Курение электронных устройств может вызвать рак, заболевания легких и сердца. Курение электронных устройств не исключает никотиновую зависимость.
  • Общее использование одним устройством может привести к заражению гепатитом и туберкулезом.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости.

Курение вредит здоровью, последствия курения проявляются позже.

 

свернуть

Профилактика наркозависимости

развернуть

«Вместе против наркотиков» (родителям о наркомании)

Самая большая ценность в любой семье – здоровье и благополучие ребенка.

Но, к сожалению, все больше и больше детей и подростков приобщаются к психоактивным веществам: табак, алкоголь и наркотики. 

Задумайтесь: ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Основной мотив – любопытство. Также лидируют мотивы «ради удовольствия», «неприятности», «предложение друзей». Причиной дальнейшего употребления наркотиков является самостоятельное желание молодежи (5%), скука и неумение организовать свой быт (3%), невозможность порвать с плохой компанией (1 %).

Наркомания – это трагедия семьи и общества. За сухими и безликими цифрами статистики стоят изломанные, искалеченные судьбы подростков. И каждый раз хочется задать вопрос: почему дети становятся наркоманами? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить причины возникновения болезни. Наиболее значимыми в развитии наркозависимости являются следующие:

неблагоприятная семейная атмосфера;

отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей;

наличие в семье родственников с заболеваниями наркологического профиля;

особенности личности ребенка (внушаемость, наивность, простодушие, склонность к риску и т. д);

воспитание в семье.

 

Наркомания – тяжелая и трудноизлечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов.

Приобщение к употреблению наркотиков проходит, как правило, через несколько последовательных стадий:

Первые пробы. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все».

Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в определенной знакомой компании.

Психическая зависимость. Появление потребности принимать наркотики, чтобы вновь и вновь испытать приятные ощущения.

Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм психоактивного вещества.

Физическая зависимость. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, причиняющие подростку выраженные страдания (ломка), эмоции тоски, тревоги, злобности, вплоть до попыток самоубийства.

Повышение чувствительности к наркотику. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10 – 100 раз, по сравнению с первоначальной. Соответственно увеличивается токсическое действие препарата на организм.

Характерные признаки употребления наркотиков:

частая резкая смена настроения;

необычная агрессивность;

раздражительность;

потеря аппетита или обжорство;

падение интереса к школе, спорту, друзьям, хобби;

нехарактерная сонливость;

снижение памяти, неспособность сосредоточиться;

постоянная ложь и скрытность;

пропажа денег или различных вещей из дома;

наличие на теле непонятных пятен, отметин, специфический сладковатый запах от одежды;

неряшливость в одежде или подчеркнутая аккуратность.

По данным врачей-наркологов, большинство взрослых обнаруживают наркотическую зависимость у своих детей слишком поздно – спустя 1,5 – 2 года после того, как был попробован первый наркотик. Многие родители испытывают шок, растерянность, чувство беспомощности.

Очень многое зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, актуальна простая истина: дети требуют внимания!

На что следует обратить внимание родителям при воспитании детей?

Родители должны приложить усилия к развитию у ребенка таких качеств как самостоятельность, уверенность в себе, независимость, способность противостоять негативным факторам.

Главное, не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы.

Роль родителей заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни.

Нужно ли разговаривать с детьми о наркотиках? 

Роль родителей в раннем предупреждении наркомании очень важна. Если вы уверенны, что ребенок достаточно зрел для обсуждения данной темы, доверительно обсудите с ним опасность употребления наркотиков.  Необходимо выбрать подходящий момент для разговора (на отдыхе, или когда по телевизору покажут сцены, например с курением). У родителей есть возможность скорректировать неправильные представления своих детей.

Есть простые правила семейной жизни, которые могут избежать беды. 

Общайтесь друг с другомОбщение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям. Но кто они и что могут посоветовать вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного общения со своим ребенком.

Выслушивайте друг друга.Умение слушать – основа эффективного общения. Будьте внимательны к своему ребенку, выслушивайте его точку зрения, не споря с ним.

Ставьте себя на его место.Подростку кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Покажите, что вы осознаете насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам интересно то, что с ним происходит.

Проводите время вместеОчень важно, когда родители вместе с ребенком занимаются спортом, музыкой или чем-нибудь иным. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении употребления наркотиков. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем.

Дружите с его друзьями.Очень часто ребенок впервые пробует наркотики в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка. Привлечь к занятиям спортом либо творчеством.

Помните, что Ваш ребенок уникален.Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, видит, как вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. Это будет побуждать его заниматься полезными делами. Никогда не унижайте ребенка. Помните, что он такая же личность, как и Вы. Любите ребенка просто так, а не за то, что он красив и умен.

Говорите с ребенком с любовью.Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, порицаний. Не вымещайте на ребенке свою злость и обиды за неудачи в работе и личной жизни.

Подавайте примерОчень важен родительский пример. Прежде стремитесь к идеалу в себе, а потом уже в своем ребенке. Не старайтесь сделать из ребенка свою копию.

Дети учатся жизни, которой они живут.

Пусть ваши дети увидят лучшее, благодаря своим родителям!

свернуть

Профилактика компьютерной зависимости

развернуть

Профилактика игровой и компьютерной зависимости

детей и подростков

(в конце темы тест на определение компьютерной зависимости)

      С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

      Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению  уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

   По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

  Родителям следует также уделять внимание  тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора.  Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

     Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.

В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

  1. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

  1. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.

В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение

успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  1. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция илечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

      В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

     Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

     Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

  1. Развивать.
  2. Не содержать бранных слов и выражений.
  3. Не формировать циничного отношения к действительности.
  4. Не содержать агрессивной информации.
  5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
  6. Не учить противозаконным поступкам.
  7. Не уродовать внешний облик человека.
  8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

  1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
  2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
  3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
  4. Прививать ребёнку семейное чтение.
  5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
  6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
  7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время
  8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
  12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.
  13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
  15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

Рекомендации родителям

  1. Профилактика компьютерной зависимости у детей

      Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальный сети, как найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться с ножом на родителя за то, что те хотели забрать компьютер.  В самых тяжелых случаях помочь ребенку уже может только психиатр.

         Сегодня в каждой образовательной организации есть компьютерный класс.  Во многих школах учителя начальных классов проводят уроки, используя компьютеры. Они приносят пользу, помогая специалистам, с помощью образовательных программ сформировать у детей нужные и полезные навыки, помочь им в освоении школьных предметов. Когда ребенок садится за компьютер, у него горят глаза от неподдельного интереса.он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика глаз. естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  • отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  • дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • родители не осознают взросления ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
  • ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
  • низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
  • незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Степени компьютерной зависимости:

  1. увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает 1 месяц, затем интерес идет на убыль.вскоре происходит нормализация временного режима, возни кают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. 
  2. состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более 3-х часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости (не всегда происходит сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общение – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и проч.
  3. выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, большую часть времени проводить в игровых клубах или у друзей. Он становится неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Кроме того, для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания  вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная.  есть опасность перехода в 4-ую стадию, если ребенок не получает помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером доходит до 16-18 часов в сутки.
  4. клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

На данной стадии необходима помощь психиатра!

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Проведите простейший тест. Обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпавшиеся бусинки». Обратиться нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-ая степень зависимости, если идет первый месяц овладения новой игрушкой или начальный этап 2-ой степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.

В случае, если ребенок вел себя по схемеБ или В, необходимо на следующий день обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу, мне нужна твоя помощь! Прерви свое занятие и помоги мне!» Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии зависимости и необходимости обращения за помощью.

Как избежать компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям нужно выполнять ряд четких правил:

         Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для младшего школьника – 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте ребенка на другие занятия.

         Поощряйте и хвалите ребенка.  Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир  наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерных играх заложено очень много поощрений, которые дети, к сожалению, не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка,  подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик.

         Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

         Контролируйте разнообразную занятость ребенка. Обратите внимание, дети должны посещать разнообразные кружки и секции, иметь широкие интересы. Приобщайте детей к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и спортивные игры, приобщайте детей к играм своего детства. Придумайте и организуйте мероприятие для всей семьи: поход в театр, поездка за город, туристический поход и проч.

  1. Профилактика азартных игр у несовершеннолетних

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (В.Зайцев, П.Мунтян, Б.Лабковский, М.С Иванов, Л К Фортова и др.). Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью. Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков. Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора. В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной. Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (SilviaMartins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью. Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье; отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером; неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости. Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр: нежелание отвлечься от игры с компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером; забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами; готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере. В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам: Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок». Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)

Ответы даются по 5 – балльной шкале:

1 – очень редко

2 – иногда

3 – часто

4 – очень часто

5 – всегда

Вопросы.

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает ваше образование и работа?

7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы огрызаетесь, кричите, или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в сети?

14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети?

17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу? 

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Как часто вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

    При сумме баллов 50 – 79 стоит учитывать серьезное влияние сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога. 

 

свернуть

О новых нормах по бесплатному питанию

развернуть

С 29 ноября 2014 года на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 1104 установлены новые денежные нормы по бесплатному питанию. Дотация - 3 780 с 1 января 2015 г.

КАТЕГОРИЯ

НОРМА

Горячее питание

1-4 классы

11,762

1-4 классы

одноразовое

15.542 (11.762 + 3.780)

двухразовое

23.384 (19.604 + 3.780)

трехразовое

27.856 (24.076 + 3.780)

5-8 классы

одноразовое

17.212 (13.432 + 3.780)

двухразовое

26.166 (22.386 + 3.780)

9-11 классы

одноразовое

18.015 (14.235 + 3.780)

двухразовое

27.505 (23.725 + 3.780)

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

развернуть

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть